Установки для намораживания
ледовых переправ
- навесные установки для намораживания льда при строительстве ледовых переправ
- ускоренное строительство ледовой переправы - быстрое намораживание ледяного покрова
- работают от ВОМ трактора, монтаж на трактор - 10 минут
- поток льдодождевания 170 м3/час
- высокая надежность
- долгий срок службы
плотность ледяного монолита до 0.9 г/см
метод отраслевых дорожных норм
Предлагаем оптимальную технику для быстрого намораживания ледовых переправ (до 2х раз быстрее послойной заливки мотопомпами) - навесные дождевальные установки на трактор
- работают от ВОМ трактора
- высокая производительность благодаря технологии льдодождевания, поток дождя до 170м3/час и выше
- комплектация спринклерами для льдодождевания
- высокая надежность и долгий срок службы
- вне сезона может использоваться для перекачки и откачки воды с производительностью до 200м3/ч и выше, а также для с/х орошения
Установка представляет собой насос (помпу) от ВОМ трактора и спринклер (дождеватель) увязанные на единой раме
Вся установка за несколько минут навешивается на трактор (с помощью имеющегося на всех тракторах трехточечного механизма навески)
Использование мощной помпы и высокопроизводительного дождевателя позволяют значительно ускорить процесс намораживания ледяного покрова. Этот метод основан на интенсивном промораживании капель водяной струи при температуре -15 °С и ниже и описан в отраслевых дорожных нормах «ОДН 218.010-98 Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ». При правильно отрегулированных установках 55% капель успевает замерзнуть в воздухе и падает в виде градинок (фирна), а остальная часть в виде воды заполняет пустоты между градинками и обеспечивает создание ледяного монолита плотностью до 0,9 г/см.
На фото ниже: Архангельская область, посёлок Сельменьга
Намораживание льда для автомобильной переправы. Работает поставленная нами установка: насос от вом трактора Rovatti (Италия) Т 3110 F , производительность до 210 м3/ч. и спринклер Explorer дальность струи до 78 метров, расход до 170 м.куб/час.
Обращаем ваше внимание! Несмотря на то, что из опыта наших покупателей, такое оборудование успешно работает и справляется с задачей наморозки переправ, — это не специализированное оборудование для работы при отрицательных температурах. Например, в отдельных случаях требуется устанавливать систему подогрева корпуса насоса и спринклера, из-за обледенения элементов не всегда успешно работает система автоматического поворота дождевального пистолета. Данное оборудование разработано для сельскохозяйственного орошения. Основные узлы этой установки (насос и спринклер) специально не предназначены для работы при отрицательных температурах. Так как производитель насосов и спринклеров не позиционируют свое оборудование для таких целей, все риски связанные с некорректной работой данного оборудования при отрицательных температурах берет на себя покупатель.
Видео - намораживание (строительство) ледовых переправ
Наша установка работает на намораживание льда на автомобильной переправе, Cельменга, Архангельская область
Зимой 2019 года, намораживание зимника установкой нашего производства на родине деда Мороза, в г. Великий Устюг
Также намораживание льда возможно и без применения дождевателя, с помощью одной мощной помпы от ВОМ трактора
На фото ниже намораживание переправы между Салехардом и Лабытнангами (это не наши установки, но мы можем изготовить аналогичные и даже более производительные).
Ледовые переправы - понятие
Ледовые переправы — это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
Определение из ГОСТ Р 58948-2020. «ледовая переправа: Искусственное дорожное сооружение, устраиваемое на автомобильной дороге общего пользования круглогодичного действия или сухопутном автозимнике, обеспечивающее переправу по ледяному покрову водных препятствий».
Строительство ледовой переправы
Документы и правила
- Основным документом регулирующим правила строительства ледовых переправ являются ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы» (скачать pdf), ОКС 93.080, Дата введения 2020-11-01, утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2020 г. N 468-ст
- Также строительство ледовых переправ регулируется ОДН 218.010-98 «Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ» (скачать pdf). Эта инструкция относиться к Отраслевым дорожным нормам. И введена в действие приказом Федеральной дорожной службы РФ (ФДС России) 26.08.98 г. N 228.
- Ранее устройство ледовых переправ регулировалось уже недействующим документом ВСН 137-89 — Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР (утв. Минтрансстрой СССР 04.09.1989) (скачать pdf)
- Есть еще методический документ группы компаний Газпромнефть «Требования к контролю при проведении работ на ледовых поверхностях при строительстве ледовых переправ» (скачать pdf)
Способы строительства ледовых переправ.
Строительство ледовой переправы подразумевает :
- усиления ледяного покрова, если его прочность недостаточна,
- создание ледяного покрова для более раннего начала использования ледовой переправы.
Из нормативных документов и практики можно выделить 4 способа строительства ледовой переправы:
- намораживание сверху дальнеструйным дождеванием в морозном воздухе — самый простой и быстрый метод;
- намораживание сверху послойным розливом воды по льду — простой метод, часто используемый на практике при отсутствии дождевальных установок;
- усиление деревянным колейным настилом — устройство деревянных настилов или дереволедяных элементов, полностью перекрывающие слабый участок не менее чем на 2 м с каждой стороны. Используется на отдельных небольших участках со слабым ледяным покровом (висячий, слоистый лед, широкие трещины).
- намораживание снизу — естественное намораживание льда снизу или искусственное ускорение этого процесса. Естественное намораживание снизу — редко применяется из-за медленной скорости нарастания льда. Искусственное ускорение этого процесса редко применяется на практике из-за технической сложности.
1. Дальнеструйное дождевание в морозном воздухе
Этот метод широко применяется на практике и называется методом дождевания, льдодождевания, “факельным” методом. Дождевание до 2 раз и более ускоряет процесс послойного намораживания льда сверху.
Суть метода состоит в переносе теплообмена, необходимого для замерзания воды, с поверхности намораживания в объем капельного факела, возникающего из струи воды, рассеиваемой дождевателем в морозном воздухе. За счет замерзания и переохлаждения значительной доли воды при полете через воздух намораживание дождевателем происходит в несколько раз более интенсивно, чем при послойном наливе воды.
Применение факельного метода намораживания дождеванием позволяет эффективно формировать нужную поверхность, устраивать съезды и выезды, ликвидировать воздушные прослойки, заделывать трещины и восстанавливать изношенную поверхность ледяного покрова.
Методом льдодождевания с помощью передвижных дождевальных установок (насос + спринклер) основан на интенсивном промораживании капель водяной струи при температуре -15 °С и ниже. При правильно отрегулированных установках 55% капель успевает замерзнуть в воздухе и падает в виде градинок (фирна), а остальная часть в виде воды заполняет пустоты между градинками и обеспечивает создание ледяного монолита плотностью до 0,9 г/см (у чистого фирна плотность около 0,65 г/см.
При интенсивных снегопадах на нанесенный установкой «Град» не промерзший слой льда рекомендуется проводить кратковременное льдодождевание, чтобы промочить и уплотнить падающий снег.
Дождевальная установка по оси переправы (рис. 5.1) вначале движется по естественному льду, нанося слои льда позади себя, а затем по намороженному льду.
Расстояния между позициями льдонаморожения следует выбирать так, чтобы перекрываемые зоны были не менее 5 м и не оставалось непромороженных участков.
При движении дождевального агрегата по ледяному покрову на расстоянии 3 — 4 м вдоль обочины (рис. 5.2, а, б, в) агрегат намораживает слои соответственно «от себя», «на себя» и сбоку. При выборе каждого из этих вариантов следует исходить из условия совпадения направления струи с направлением ветра.
На малых реках шириной до 200 м льдодождевание можно вести с берега при еще недостаточной толщине покрова: сначала с одного берега, затем с другого, а потом уже продолжая намораживание со льда.
Для подачи воды к дождевальной установке на каждой позиции стоянки агрегата делают временную лунку размером на 10 — 15 см более диаметра всасывающего патрубка. По окончании работы около нее ставится временная веха, а сама она заполняется колотым льдом и замораживается за одно целое с окружающим ее покровом.
Всасывающие патрубки намораживающих машин и водозаборных агрегатов оборудуются рыбозащитными устройствами, тип и конструкция которых в каждом конкретном случае выбираются в зависимости от рыбохозяйственной характеристики водоема..
Усиление ледовых автозимников и переправ методом дождевания воды в морозном воздухе наиболее эффективно при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра до 5 м/с.
Режим намораживания льда регулируют высотой падения капель, степенью их измельчения и скоростью смещения факела в объеме воздуха.
Ниже таблица — Увеличение толщины льда при определенной температуре и скорости ветра
2. Послойный розлив воды по льду
Усиление переправ послойным намораживанием выполняют в следующей последовательности:
— по обеим сторонам намеченной полосы движения устраивают валики из снега высотой от 20 до 30 см или
укладывают деревянные жерди;
— пространство между валиками или жердями заливают с помощью мотопомпы водой послойно (от 2 до 5 см) по
мере замерзания.
Если на месте устройства переправы имеются хворост, мелкие сучья, ветки, то пространство между валиками
заполняют ими, а потом послойно разливают воду и замораживают. Для ускорения намораживания в отдельных
случаях пространство между валиками сначала заполняют колотым льдом, а затем заливают водой.
При послойном намораживании каждый последующий слой намораживают только после полного промерзания
предыдущего слоя. Качество промерзания проверяется выборочно сверлением контрольных несквозных лунок.
Увеличения слоя толщины льда можно ориентировочно определить, используя данные следующей таблицы:
Усиление ледовых переправ деревянным колейным настилом
Для предохранения льда от износа возможно устройство деревянного настила, доски которого вморожены в лед.
Согласно ГОСТ Р 58948-2020: На отдельных небольших участках со слабым ледяным покровом (висячий, слоистый лед, широкие трещины) следует устраивать деревянные настилы, полностью перекрывающие слабый участок не менее чем на 2 м с каждой стороны.
Рекомендуется конструкция коленного настила, приведенная на рисунке ниже. Поперечины укладывают по выровненной поверхности льда и по возможности вмораживают. Деревянный настил повышает грузоподъемность льда толщиной 20 — 40 см до массы 20 — 25 т.
Укладкой верхнего строения грузоподъемность льда может быть повышена лишь до некоторого предела. Так, с увеличением толщины льда свыше 0,5 м роль верхнего строения становится не эффективной. Она сводится к предохранению верхней части ледяного покрова от износа, к тепловой защите при повышении температур, к уменьшению влияния трещин. Верхнее строение может продлить срок действия переправы, но задерживает нарастание льда снизу вследствие уменьшения теплоотдачи.
Применение данного способа усиления ледяного покрова потребует значительного расхода лесоматериалов, выполнения работ по оборудованию ледяной переправы, сопряжено с необходимостью больших затрат сил, средств и увеличением демаскирующих признаков.
Таким образом, усиление ледяного покрова верхним строением как дорогостоящее мероприятие может быть оправдано только при малых толщинах льда и большим количеством трещин.
ВНИМАНИЕ! Без специального обоснования и согласования с территориальными органами по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Госкомэкологии и рыбоохраны запрещается использование деревянных настилов на ледяном покрове (кроме съемных щитов над большими трещинами и свайных съездов). Применение для увеличения сцепления колес автомобилей на полосе переправы щепы, опилок, дранки и других материалов (кроме песка разной крупности) не разрешается. Применение базальтового волокна и других подобных материалов, влияние которых на жизнедеятельность рыб не изучено, использование термосифонов с фреоном для намораживания ледяного покрова может быть допущено только после согласования с территориальными органами рыбоохраны/
Намораживание льда снизу
Естественное намораживание, ускоряемое расчисткой снега
Естественное намораживание льда снизу осуществляют путем повышения интенсивности естественного прироста толщины льда снизу, достигаемого расчисткой полосы от снега. Намораживание позволяет повысить грузоподъемность ледяной переправы больше, чем усиление верхним строением. Естественной намораживание льда снизу дает однородный по структуре прочный ледяной покров. Оно менее трудоемко, но требует значительного времени и существенно зависит от климатических условий, т. к. возможно лишь при температуре от -10 0С и ниже. Так, например, для увеличения толщины льда от 50 до 70 см при среднесуточной температуре -150С потребуется 18 суток.
Наморожение льда снизу рекомендуется при устойчивых среднесуточных температурах воздуха ниже -15°С. По прочности намороженный снизу лед приравнивается к прочности прозрачного льда. При намораживании снизу поверхность льда очищают от снега на ширину 30 — 40 м. Время для намораживания льда до требуемой толщины может быть определено по формуле
Намораживание с помощью наклонных термосифонов
Этот метод описан в Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ, утв. ФДС России в 1998 году, однако на практике встречается крайне редко.
Вот что об этом методе говорит инструкция.
Намораживание ледяного покрова снизу отработано также с помощью наклонных термосифонов, состоящих из гладкой трубы и ребристого конденсатора, внутри которых циркулирует фреон, не входящий в список А Прил. 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 № 563. Возможно также применение керосиновых свай либо термосифонов, внутри которых циркулирует керосин. В процессе внедрения находятся и другие устройства для этой цели.
Применение всех этих устройств допускается только при условии обеспечения их герметичности и после согласования с территориальными органами рыбоохраны.
При намораживании на ледяной покров снизу с помощью наклонных термосифонов после очистки от снега и установки вех работы ведутся в следующей последовательности:
- раскладывают и скрепляют друг с другом продольные лежни;
- раскладывают на льду на расстоянии 2 м друг от друга и под углом 45° к оси переправы наклонные термосифоны;
- каждый термосифон устанавливают на лед глухим концом испарителя, средней частью — на лежень, конденсатор — в вертикальное положение;
- наклонно установленный на льду испаритель прикрепляют к ледяному покрову стальными скобами;
- полосу переправы с установленными термосифонами послойно заливают водой.
Усиление льда снизу методами термодинамического наращивания, дисперсно-армированным льдом-композитом
На участках небольшой протяженности, требующих особого усиления льда, ГОСТ Р 58948-2020 рекомендует использовать методы термодинамического наращивания — усиления льда снизу, дисперсно-армированным льдом-композитом.
«9.3.10 Усиление естественного ледяного покрова переправы следует выполнять по необходимости на отдельных участках небольшой протяженности (съезды с берегов, пропарены, торосы, многослойный тонкий лед, широкие сквозные трещины), а также для более раннего начала эксплуатации ледового автозимника или ледовой переправы. Усиление льда рекомендуется выполнять методами термодинамического наращивания — усиления льда снизу, дисперсно-армированным льдом-композитом.»
Устройство ледовой переправы - этапы работы, организация, толщина
1. Получение разрешительной документации:
1.1 Сформировать проект производства работ, в котором указать:
Требования по формированию проекта описаны в этой теме «Как сформировать проект производства работ для устройства ледовой переправы»
1.2 Подготовить документацию для согласования с подведомством МЧС России (ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России»):
— акт технического освидетельствования переправы на льду; (по форме приложения № 6 приказа МЧС РФ от 29.06.2015 № 501)
— акт контрольной проверки грузоподъёмности ледовой переправы; (по форме приложения 7 ОДН 218.010-98);
— паспорт ледовой переправы (по форме приложения 6 ОДН 218.010-98);
— схему технологической ледовой переправы, данную схему необходимо утвердить исполнителем работ. (форма индивидуальная представляется как схема переправы, примеры в главе 8 ОДН 218.010-98)
2. Выяснить потребность в намораживании (произвести расчёт грузоподъёмности ледовой переправы)
Чтобы выяснить потребуется ли намораживание или нет необходимо произвести расчёт по методике приложению 2 к ОДН 218.010-98, п.2.10, п.2.11 ОДН 218.010-98.
Для измерения толщины льда производится бурение лунок 200 мм во льду ледовым буром, на расстоянии 50 м от оси переправы, с шагом l равной от 10 до 15 м, при этом крайние лунки должны отстоять от берегов не более чем на 2-3 м.
Устанавливают утепленные «колпаки» над лунками.
3. Очистка поверхности от снега (при необходимости)
4. Устройство подъездов к реке
Для определения размеров местности ведётся геодезическая разбивка (по высоте – для определения высоты переправы и по координатам – для определения положения по оси трассы).
Разбивку ведут от оси подъездной автодороги. Каждую точку разбивки закрепляют створными знаками (стальные стержни, забитые в лёд).
5. Геодезическая разбивка высоты наморозки
На подготовленную поверхность льда по оси переправы устанавливаются маркировочные вешки (стальные стержни, забитые в лёд). На каждой вешке вкруговую яркой краской наносятся риски на высоте, равной проектной толщине намораживаемого слоя льда.
Для ускорения ледостава ниже по течению реки (на 150-200 м от створа переправы) с одного берега на другой на поплавках натягивают трос или боны для остановки шуги.
6. Непосредственное намораживание — оптимально методом дождевания (используется навесная дождевальная установка на трактор или спринклер — дождеватель подключаемый к мотопомпе). Намораживание также возможно методом послойной заливки мотопомпой или насосом от вом трактора.
7. Установка дорожных знаков, шлагбаумов и других средств инженерного оборудования переправы. Дорожные знаки должны отражать установленную на текущий день грузоподъемность ледяного покрова, скорость движения транспортных средств, минимальную допустимую дистанцию между ними, а также другие условия движения по автозимникам. В открытой снегозаносимой местности также размещают хорошо заметные на снегу дорожные вехи по обе стороны проезжей части на расстоянии от 50 до 70 см от бровки, обозначающие ширину полотна автозимника через каждые 70-100 м. В тундровых районах, где часто наблюдаются сильные метели и пурга, предусматривают установку вех через каждые 25-50 м.
Большие и средние ледовые переправы следует обустраивать для обеспечения комплексного обслуживания участников дорожного движения при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения следующими элементами:
— искусственным освещением на местах въезда (съезда), мест ожидания, обогрева;
— помещением для ожидания и обогрева пассажиров;
— средством связи;
— светофором;
— биотуалетом;
— мусорным баком;
— ящиком с песком;
— щитом со спасательным оборудованием;
— передвижной электростанцией;
— специализированной емкостью для сбора сточных вод.
Участки въездов (выездов) на больших и средних ледовых переправах также обустраивают шлагбаумом и пропускным пунктом.
Изготавливаем и поставляем навесные установки для строительства ледовых переправ методом льдодождевания
- работают от ВОМ трактора
- высокая производительность благодаря технологии льдодождевания, поток дождя до 170м3/час и выше
- комплектация спринклерами для льдодождевания
- высокая надежность и долгий срок службы
- вне сезона может использоваться для перекачки и откачки воды с производительностью до 200м3/ч и выше, а также для с/х орошения